12. Доступная среда
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
- Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски);
- Инвалиды с нарушением зрения и слуха;
- Лица преклонного возраста (60 лет и старше);
- Временно нетрудоспособные;
- Беременные женщины;
- Люди с детскими колясками;
- Дети дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Ответственный по вопросам обеспечения доступности в учреждение –
Специально оборудованные учебные кабинеты - нет
Приспособленные объекты для проведения практических занятий:
- Кабинет педагога-психолога;
Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - нет.
Объекты спорта, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - нет
Средства обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - нет
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации: кнопка вызова на домофоне входной калитки сотрудников для оказания помощи маломобильным гражданам и инвалидам.
Специальные условия питания и охраны здоровья - нет
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленными для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: сайт имеет версию для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: нет
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования: нет
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат: не предусмотрено
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: не предусмотрено
Нормативные правовые и иные акты в сфере обеспечения доступной среды для маломобильных групп населения и инвалидов:
Федеральные:
- Конвенция о правах инвалидов.
- Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации".
- Приказ Министерства образования и науки России от 09.11.2015 № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи".
- ФЗ № 419 от 01.12.2014 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией конвенции о правах инвалидов"
Региональные:
- Распоряжение Правительства Челябинской области от 25.09.2015 N 519-рп "О Плане мероприятий ("дорожной карте") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и услуг в Челябинской области".
- О государственной программе Челябинской области "Доступная среда" на 2016 - 2020 годы (с изменениями на 20 февраля 2018 года).
Локальные:
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
- дошкольное воспитание;
- внешкольное воспитание и образование;
- среднее общее образование;
- среднее профессиональное образование;
- высшее профессиональное образование.
Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.